Решение задач » Решебники онлайн » Решебники по физике онлайн » Решебник Рымкевич онлайн (ГДЗ Рымкевич 10 издание 2006 г - решение задач из задачника)
Решебник Рымкевич онлайн
Решебник Рымкевич - Физика 10-11 класс, 10-е издание, 2006 г

Поступательное движение. Материальная точка. Система отсчета. Путь и перемещение
Рисунок 1 воспроизводит несколько положений работающего подъемного крана. Можно ли считать поступательным движение стрелы? груза?
СМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ

Какие элементы аттракциона Колесо обозрения (рис. 2) движутся поступательно?
СМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ

Можно ли принять Землю за материальную точку при расчете: а) расстояния от Земли до Солнца; б) пути, пройденного Землей по орбите вокруг Солнца за месяц; в) длины экватора Земли; г) скорости движения точки экватора при суточном вращении Земли вокруг оси; д) скорости движения Земли по орбите вокруг Солнца
СМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ

Указать, в каких из приведенных ниже случаях изучаемое тело можно принять за материальную точку: а) вычисляют давление трактора на грунт; б) определяют высоту поднятия ракеты; в) рассчитывают работу, совершенную при поднятии в горизонтальном положении плиты перекрытия известной массы на заданную высоту; г) определяют объем стального шарика, пользуясь измерительным цилиндром (мензуркой)
СМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ

Можно ли принять за материальную точку снаряд при расчете: а) дальности полета снаряда; б) формы снаряда, обеспечивающей уменьшение сопротивления воздуха
СМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ

Можно ли принять за материальную точку железнодорожный состав длиной около 1 км при расчете пути, пройденного за несколько секунд?
СМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ

На рисунке 3 изображен план футбольного поля на пришкольном участке. Найти координаты угловых флажков (O, B, C, D), мяча (E), зрителей (K, L, M).
СМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ

Найти координаты (приблизительно) левого нижнего угла доски, правого верхнего угла стола, за которым вы сидите. Для этого связать систему отсчета с классом и совместить ось X с линией пересечения пола и стены, на которой висит доска, ось У с линией пересечения пола и наружной стены, а ось Z с линией пересечения этих стен.
СМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ

Сравнить пути и перемещения вертолета и автомобиля, траектории которых показаны на рисунке 4
СМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ

Путь или перемещение мы оплачиваем при поездке в такси? самолете?
СМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ

Мяч упал с высоты 3 м, отскочил от пола и был пойман на высоте 1 м. Найти путь и перемещение мяча
СМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ

Движущийся равномерно автомобиль сделал разворот, описав половину окружности. Сделать чертеж, на котором указать пути и перемещения автомобиля за все время разворота и за треть этого времени. Во сколько раз пути, пройденные за указанные промежутки времени, больше модулей векторов соответствующих перемещений?
СМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ

На рисунке 5 показаны перемещения пяти материальных точек. Найти проекции векторов перемещения на оси координат
СМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ

На рисунке 6 показана траектория движения материальной точки из А в В. Найти координаты точки в начале и конце движения, проекции перемещения на оси координат, модуль перемещения
СМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ

На рисунке 7 показана траектория ABCD движения материальной точки из А в D. Найти координаты точки в начале и конце движения, пройденный путь, перемещение, проекции перемещения на оси координат
СМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ

Тело переместилось из точки с координатами x1 = 0, y1= 2 м в точку с координатами x2 = 4 м, y2 = -1 м. Сделать чертеж, найти перемещение и его проекции на оси координат
СМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ

Вертолет, пролетев в горизонтальном полете по прямой 40 км, повернул под углом 90° и пролетел еще 30 км. Найти путь и перемещение вертолета
СМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ

Катер прошел по озеру в направлении на северо-восток 2 км, а затем в северном направлении еще 1 км. Найти геометрическим построением модуль и направление перемещения
СМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ

Туристы прошли сначала 400 м на северо-запад, затем 500 м на восток и еще 300 м на север. Найти геометрическим построением модуль и направление их перемещения
СМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ
Прямолинейное равномерное движение
По прямолинейной автостраде (рис. 8) движутся равномерно: автобус — вправо со скоростью 20 м/с, легковой автомобиль — влево со скоростью 15 м/с и мотоциклист — влево со скоростью 10 м/с. Координаты этих экипажей в момент начала наблюдения равны соответственно 500, 200 и -300 м. Написать их уравнения движения. Найти: а) координату автобуса через 5 с; б) координату легкового автомобиля и пройденный путь через 10 с; в) через какое время координата мотоциклиста будет равна -600 м; г) в какой момент времени автобус проезжал мимо дерева; д) где был легковой автомобиль за 20 с до начала наблюдения.
СМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ

Движение грузового автомобиля описывается уравнением x1 = -270 + 12t, а движение пешехода по обочине того же шоссе — уравнением x2 = -1,5t. Сделать пояснительный рисунок (ось x направить вправо), на котором указать положение автомобиля и пешехода в момент начала наблюдения. С какими скоростями и в каком направлении они двигались? Когда и где они встретились
СМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ

По заданным графикам (рис. 9) найти начальные координаты тел и проекции скорости их движения. Написать уравнения движения тел х = x(t). Из графиков и уравнений найти время и место встречи тел, движения которых описываются графиками II и III
СМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ

Движения двух велосипедистов заданы уравнениями: x1 = 5t, x2 = 150 - 10t. Построить графики зависимости x(t). Найти время и место встречи
СМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ

Графики движения двух тел представлены на рисунке 10. Написать уравнения движения x = x(t). Что означают точки пересечения графиков с осями координат
СМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ

По прямому шоссе в одном направлении движутся два мотоциклиста. Скорость первого мотоциклиста 10 м/с. Второй догоняет его со скоростью 20 м/с. Расстояние между мотоциклистами в начальный момент времени равно 200 м. Написать уравнения движений мотоциклистов в системе отсчета, связанной с землей, приняв за начало координат место нахождения второго мотоциклиста в начальный момент времени и выбрав за положительное направление оси X направление движения мотоциклистов. Построить на одном чертеже графики движения обоих мотоциклистов (рекомендуемые масштабы: в 1 см 100 м; в 1 см 5 с). Найти время и место встречи мотоциклистов
СМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ

Автомобиль и велосипедист движутся навстречу друг другу со скоростями соответственно 20 и 5 м/с. Расстояние между ними в начальный момент времени равно 250 м. Написать уравнения движения тел и построить графики зависимости x = x(t). Систему отсчета связать с землей. Считать, что положение автомобиля при t = 0 совпадает с началом отсчета, а ось X направлена в ту же сторону, что и скорость движения автомобиля. Графически и аналитически определить: а) место и время их встречи; б) кто из них раньше пройдет сотый метр и на сколько раньше; в) расстояние между ними через 5 с; г) где находился автомобиль в тот момент, когда велосипедист проходил точку с координатой 225 м; д) когда велосипедист проходил точку, в которой автомобиль был через 7,5 с после начала движения; е) в какие моменты времени расстояние между ними было 125 м; ж) какую точку автомобиль прошел раньше велосипедиста на 12,5 с
СМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ

Движение материальной точки в данной системе отсчета описывается уравнениями y = 1 + 2t, x = 2 + t. Найти уравнение траектории. Построить траекторию на плоскости XOY. Указать положение точки t = 0, направление и скорость движения
СМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ
Относительность движения 
Какова траектория движения точки обода велосипедного колеса при равномерном и прямолинейном движении велосипедиста в системах отсчета, жестко связанных: а) с вращающимся колесом; б) с рамой велосипеда; в) с землей?
СМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ

Может ли человек, находясь на движущемся эскалаторе метро, быть в покое в системе отсчета, связанной с землей
СМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ

На рисунке 11 помещен кадр из диафильма по сказке Г.-Х. Андерсена Дюймовочка . Объяснить физическую несостоятельность текста под кадром
СМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ

Скорость штормового ветра равна 30 м/с, а скорость автомобиля Жигули достигает 150 км/ч. Может ли автомобиль двигаться так, чтобы быть в покое относительно воздуха
СМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ

Скорость велосипедиста 36 км/ч, а скорость ветра 4 м/с. Какова скорость ветра в системе отсчета, связанной с велосипедистом, при: а) встречном ветре; б) попутном ветре
СМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ

Гусеничный трактор Т-150 движется с максимальной скоростью 18 км/ч. Найти проекции векторов скоростей верхней и нижней части гусеницы на оси X и X1 Ось X связана с землей, ось X1 — с трактором. Обе оси направлены по ходу движения трактора
СМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ

Эскалатор метро движется со скоростью 0,75 м/с. Найти время, за которое пассажир переместится на 20 м относительно земли, если он сам идет в направлении движения эскалатора со скоростью 0,25 м/с в системе отсчета, связанной с эскалатором
СМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ

Два поезда движутся навстречу друг другу со скоростями 72 и 54 км/ч. Пассажир, находящийся в первом поезде, замечает, что второй поезд проходит мимо него в течение 14 с. Какова длина второго поезда
СМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ

Скорость движения лодки относительно воды в n раз больше скорости течения реки. Во сколько раз больше времени занимает поездка на лодке между двумя пунктами против течения, чем по течению? Решить задачу для значений n = 2 и n = 11
СМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ

Эскалатор метро поднимает неподвижно стоящего на нем пассажира в течение 1 мин. По неподвижному эскалатору пассажир поднимается за 3 мин. Сколько времени будет подниматься идущий вверх пассажир по движущемуся эскалатору
СМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ

Легковой автомобиль движется со скоростью 20 м/с за грузовым, скорость которого 16,5 м/с. В момент начала обгона водитель легкового автомобиля увидел встречный междугородный автобус, движущийся со скоростью 25 м/с. При каком наименьшем расстоянии до автобуса можно начинать обгон, если в начале обгона легковая машина была в 15 м от грузовой, а к концу обгона она должна быть впереди грузовой на 20 м
СМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ

Рыболов, двигаясь на лодке против течения реки, уронил удочку. Через 1 мин он заметил потерю и сразу же повернул обратно. Через какой промежуток времени после потери он догонит удочку? Скорость течения реки и скорость лодки относительно воды постоянны. На каком расстоянии от места потери он догонит удочку, если скорость течения воды равна 2 м/с
СМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ

На рисунке приведены графики движения велосипедиста I и движения мотоциклиста II в системе отсчета, связанной с землей. Написать уравнение движения велосипедиста в системе отсчета, связанной с мотоциклистом, и построить график его движения в этой системе
СМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ

На рисунке 13 изображен график движения второго автомобиля в системе отсчета, связанной с первым автомобилем. Написать уравнения движений и построить графики в системе отсчета, связанной с землей (начало координат расположить в месте нахождения первого автомобиля в начальный момент времени), если скорость первого автомобиля относительно земли: а) направлена по оси X и равна 2 м/с; б) направлена по оси X и равна 6 м/с; в) направлена в сторону, противоположную оси xy и равна 2 м/с. Описать картину движения в каждом случае
СМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ

Скорость продольной подачи резца токарного станка 12 см/мин, а поперечной подачи 5 см/мин. Какова скорость резца в системе отсчета, связанной с корпусом станка
СМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ

Вертолет летел на север со скоростью 20 м/с. С какой скоростью и под каким углом к меридиану будет лететь вертолет, если подует западный ветер со скоростью 10 м/с
СМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ

Катер, переправляясь через реку, движется перпендикулярно течению реки со скоростью 4 м/с в системе отсчета, связанной с водой. На сколько метров будет снесен катер течением, если ширина реки 800 м, а скорость течения 1 м/с
СМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ

На токарном станке вытачивают деталь в форме усеченного конуса (рис. 14). Какова должна быть скорость поперечной подачи резца, если скорость продольной подачи 25 см/мин? Размеры детали (в миллиметрах) указаны на рисунке
СМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ

В безветренную погоду вертолет двигался со скоростью 90 км/ч точно на север. Найти скорость и курс вертолета, если подул северо-западный ветер под углом 45° к меридиану. Скорость ветра 10 м/с
СМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ

В системе отсчета, связанной с землей, трамвай движется со скоростью v = 2,4 м/с (рис. 15), а три пешехода — с одинаковыми по модулю скоростями v1= v2 = v3=1 м/с. Найти: а) модули скоростей пешеходов в системе отсчета, связанной с трамваем; б) проекции векторов скоростей пешеходов на оси координат в этой системе отсчета
СМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ
Скорость при прямолинейном неравномерном движении 
Велосипедист за первые 5 с проехал 40 м, за следующие 10 с — 100 м и за последние 5 с — 20 с. Найти средние скорости на каждом из участков и на всем пути
СМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ

Автомобиль проехал первую половину пути со скоростью = 10 м/с, а вторую половину пути со скоростью = 15 м/с. Найти среднюю скорость на всем пути. Доказать, что средняя скорость меньше среднего арифметического значений v1 и v2
СМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ

На рисунке 16 воспроизведено со стробоскопической фотографии движение шарика. Найти среднюю скорость движения шарика на участке АВ и мгновенную скорость в точке С, зная, что частота съемки 50 раз в 1 с. Натуральная длина спичечного коробка, изображенного на фотографии, равна 50 мм. Движение по горизонтальному участку считать равномерным
СМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ

При ударе кузнечного молота по заготовке ускорение при торможении молота было по модулю равно 200 м/с2. Сколько времени длится удар, если начальная скорость молота была 10 м/с
СМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ

Поезд через 10 с после начала движения приобретает скорость 0,6 м/с. Через какое время от начала движения скорость поезда станет равна 3 м/с
СМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ

Велосипедист движется под уклон с ускорением 0,3 м/с2. Какую скорость приобретет велосипедист через 20 с, если его начальная скорость равна 4 м/с
СМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ

За какое время автомобиль, двигаясь с ускорением 0,4 м/с2, увеличит свою скорость с 12 до 20 м/с
СМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ

Зависимость скорости от времени при разгоне автомобиля задана формулой vх = 0,8t. Построить график зависимости скорости от времени и найти скорость в конце пятой секунды
СМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ

Скорость поезда за 20 с уменьшилась с 72 до 54 км/ч. Написать формулу зависимости скорости от времени Vx(t) и построить график этой зависимости
СМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ

Пользуясь графиком проекции скорости (рис. 17), найти начальную скорость, скорости в начале четвертой и в конце шестой секунд. Вычислить ускорение и написать уравнение vx = vx(t).
СМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ

По заданным на рисунке 18 графикам написать уравнения vх = vx(t).
СМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ

На рисунке 19 показан вектор скорости в начальный момент времени и вектор ускорения материальной точки. Написать уравнение vу = vy(t) и построить его график для первых 6 с движения, если v0 = 30 м/с, a= 10 м/с2. Найти скорости через 2, 3, 4 с
СМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ

По графикам зависимости ах(t), приведенным на рисунке 20, а и б, построить графики зависимости vx(t), считая, что в начальный момент времени (t = 0) скорость движения материальной точки равна нулю
СМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ